Выпустив в 1976 году под своим собственным именем дебютный альбом, Жако Пасториус в одиночку написал новую главу в истории бас-гитары. Как точно выразился один из последователей Пасториуса, "Жако открыл дверь, и мы все прошли в нее". Подход Жако Пасториуса к бас-гитаре, как солирующему инструменту был в 1976 году беспрецедентным, а его использование ложных флажолетов в качестве мелодического средства было просто революционным и указало новое направление целому поколению бас-гитаристов, которое он пробудил.
Самопровозглашенный "Величайший бас-гитарист мира" впервые появился на музыкальном небосклоне в составе Weather Report, лучшей фьюжн-группы 70-х. Созданная Джо Завинулом и Уэйном Шортером группа Weather Report после прихода Пасториуса стала популярным концертным актом.
"До появления Жако", - говорит Завинул, - "нас принимали как исполнителей своего рода эзотерического джаза. Мы были популярны в кампусах колледжей, но после того, как Жако присоединился к нам, мы стали распродавать шоу в больших концертных залах повсюду. Жако стал для этих ребят национальным героем.
Weather Report были и раньше действительно мощной группой, но Жако жил в своем собственном мире. Он так отличался от всех бас-гитаристов того времени. У него была та же магия, что у Джими Хендрикса. Он был совершенным шоу-меном и замечательным музыкантом".
Обладающий прирожденным талантом к выступлениям, экстраверт Жако действительно разбирался в том, как развлекать публику, не меньше, чем в истории джаза. Толпы валили, чтобы посмотреть на то, как он прыгает со своего усилителя - явный реверанс в сторону манер роковой манеры повеления, которой он проникся дома во Флориде.
Со своим собственным стилем Жако стал олицетворением музыки фьюжн в целом, привлекая внимание рок-публики к новой музыке, прокладывая мосты между Джими Хендриксом и Джоном Колтрейном, Дюком Эллингтоном и Чарли Паркером, Бобом Марли и Джеймсом Брауном, Иоганном Себастианом Бахом и Beatles.
Начав как ударник, по примеру своего отца - непоседливого джазмена Джека Пасториуса, Жако переключился затем в 15-летнем возрасте на бас. Он играл в духовом оркестре Las Olas Brass, которая играла популярный материал ведущих исполнителей того времени: Ареты Франклин, Отиса Реддинга, Вилсона Пикетта, Джеймса Брауна и Tijuana Brass. Переход на бас, по признанию Жако, был обусловлен не его выбором.
"Случилось так", - вспоминал Пасториус, - "что они взяли другого ударника, который был старше меня и технически намного лучше играл. А когда штатный бас-гитарист ушел примерно в то же время, я перешел на бас".
Для него это было нетрудно. Его большие руки и длинные подвижные пальцы казалось были созданы для игры на басу. Его первым инструментом была подержаная дешевая гитара, которую он купил за 15 долларов. Интенсивно упражняясь на протяжении последующих нескольких месяцев он за короткий срок научился прилично управляться с инструментом. Его младший брат Рори Пасториус хорошо помнит быстрые успехи Жако на басу: "Когда ему исполнилось 16, он был, наверное, лучшим бас-гитаристом в Южной Флориде. Когда ему исполнилось 17, он определенно был лучшим басистом во всем штате".
К тому моменту Жако уже превосходно освоил свой фирменный стиль фанковых перкуссивных 16-х, который позже проявится на таких композициях Пасториуса, как "Come On Come Over" и "Opus Pocus" с его дебютного альбома и "Barbary Coast" с Black Market, его первого опыта с Weather Report. Эта техника в сочетании со звуком его Fender Jazz Bass, его усилителем и струнами с круглой навивкой, помогала Жако достичь более яркого, напористого звука с большим сустейном в каждой ноте. Все это стало голосом Жако и оставалось его фирменным знаком на протяжении всей его успешной карьеры.
Вооруженный необходимым инструментарием, огромным талантом и эго ему под стать, Жако стал "крестоносцем", готовым завоевать весь мир. Он постепенно брал ступень за ступенью на пути к успеху, начав с местных групп, таких как трио с фанковым органом Hammond B-3 Woodchuck (1969-70) и прилизанная группа белого соул Tommy Strand & The Upper Hand (1971-72) и перейдя в гастролирующую по всей стране группу Wayne Cochran & The C.C. Riders (1972-73), которая послужила закалкой "творческого фонтана" Жако.
Это выступления с Кокрэном - несколько концертов в день, семь дней в неделю - выработали его невероятную выносливость и техничность, которые затем так хорошо послужили ему в компании быстрых Завинула и Шортера в Weather Report. И именно тогда Жако начал осваивать аккордовую игру, ложные флажолеты и перкуссивные эффекты на бас-гитаре, приемы, которые позже проявились в его камерных записях с Джони Митчел (Hejira, 1976 и Don Juan's Reckless Daughter, 1977).
Вот как объясняет его коллега по ритм-секции C.C. Riders, ударник Эллин Робинсон: "Его игра была такой эмоциональной и творческой, но она не была сумбурной. При всей насыщенности она была текучей, это было как жизнь, как дыхание, в ней были Инь и Янь.
Красота игры Жако заключалась не в очевидных вещах. Дело было вовсе не в том, что он мог быстро играть. Дело было в его фразировке. Жако делал мое звучание хорошим. У меня ни до не после не было такой зацепки с другим басистом. Никогда не появится кто-либо вроде Жако. Для меня существует бас-гитара до Жако и бас-гитара после Жако. Именно так. Я хочу сказать, что у него был божий дар".
Жако достиг с Weather Report реактивного взлета до статуса суперзвезды (1976-82). Как говорит барабанщик и его коллега по Weather Reporter Петер Эрскин: "С одной стороны он было огромным явлением в музыкальном бизнесе, Майкл Джексон от джаза. Он производил такое невероятное впечатление. Для творческого инструменталиста, такое воздействие беспрецедентно. Он был тем, в ком чувствовался просто невероятный потенциал. Он действительно держал мир за хвост".
Жако Пасториус трагически погиб 21 сентября 1987 года, всего десять недель не дожив до 36-летия. Но его наследие, записанное с Weather Report, Джони Митчел и его собственным проектом Word of Mouth живет сквозь время.